О законодательном регулировании вопросов
противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем

 

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - это заключительный этап превращения преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства. В ходе этого процесса происходит противоправная и в высшей степени опасная для общества концентрация экономической, а вслед за ней и политической власти в руках неконтролируемой группы лиц. Отсутствие противодействия этому социальному явлению неизбежно влечет за собой уклонение от уплаты налогов, широкое распространение незаконного оборота наркотических и психотропных средств, проституции, вымогательства, заказных убийств, бандитизма. Более того, это обстоятельство делает весьма привлекательным и выгодным занятие указанной деятельностью*(1).

В России необходимость принятия эффективных мер по пресечению легализации незаконных доходов обусловлена прежде всего возрастающей угрозой экономической безопасности государства и криминализацией хозяйственной деятельности. Этому, в свою очередь, способствует ослабление системы государственного контроля, расширение и распространение незаконного предпринимательства на внутреннем финансовом и потребительском рынках и во внешнеэкономической деятельности.

Анализ криминогенной ситуации, которая складывалась в экономике страны на протяжении последних лет, свидетельствует о стабильном росте масштабов преступных посягательств, о повышении уровня организованности и профессионализма преступности. Наблюдается последовательная криминализация основных сфер экономической деятельности, а отдельные направления уже сегодня имеют откровенно незаконный характер.

Действующее законодательство и используемые меры не обеспечивают эффективной борьбы с легализацией доходов от преступной деятельности. Причина тому - недостаточная научная изученность этих явлений.

Особое внимание в связи с этим необходимо уделить изучению российского законодательства в данной сфере, квалификации преступных действий, связанных с легализацией доходов, предупреждению данного явления и совершенствованию методов борьбы с его распространением.

Следует отметить, что ранее в Уголовном кодексе РФ была закреплена норма об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст.174). Но в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" в Кодекс, в числе других законодательных актов, были внесены некоторые изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 февраля 2002 г. И теперь ст.174 изложена в новой редакции, значительно отличающейся от предыдущей: во-первых, изменено название самой статьи - "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем"; во-вторых, Уголовный кодекс дополнен новой ст.174.1, - "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления".

Между тем редакции названных статей не в полной мере отражают фактические характеристики действий по приданию незаконным доходам правомерного вида. В частности, представляется недостаточным указание в качестве предмета преступления "денежных средств и имущества, включающего также имущественные права". Наиболее точным для обозначения предмета рассматриваемого преступления был бы термин "доходы".

Этимологически слово "доход" обозначает приход в руки денежной выручки, сбора или выгоды, получаемых с имущества. Если говорить о правовом понятии, то в соответствии со ст.41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Лексико-логическое понятие "имущество" обозначает достаток, состояние. В правовом отношении понятие "имущество" согласно ст.128 ГК РФ включает в себя вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, а также имущественные права.

Таким образом, очевидно, что термин "доход" шире термина "имущество".

Доходами, приобретенными незаконным путем, следует считать любые доходы, приобретенные с нарушением действующего законодательства. Раскрывая понятие доходов, полученных преступным путем, следует отнести к ним полученные с нарушением действующего законодательства материальные блага, являющиеся объектами гражданских прав:

недвижимые вещи (недвижимое имущество, недвижимость - ч.1 ст.130 ГК РФ);

движимые вещи, т.е. вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу (ч.2 ст.130 ГК РФ);

услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), приносящие материальную выгоду.

Исходя из изложенного, можно дать следующее определение доходам, полученным преступным путем, - это вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), иные объекты гражданских прав, приобретенные в результате совершения преступления или иного правонарушения.

Помимо этого, характеристики составов преступлений, данных в ст.174 и 174.1 УК РФ, не соотносятся и с положениями Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятой государствами - членами Совета Европы 8 ноября 1990 г. в г. Страсбурге (Франция). Эти статьи предусматривают ответственность только за совершение финансовых операций (например, размещение средств во вклады банков) и иных сделок с имуществом, а также использование незаконных средств для предпринимательской или иной экономической деятельности. Совершение других трансакций или операций с денежными средствами и иным имуществом остается вне сферы действия данных норм. А между тем Россия с 1996 г. является членом Совета Европы и соответственно приняла на себя обязательство присоединиться к правовым актам этой международной организации.

В Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" под легализацией (отмыванием) доходов понимается "придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями". Из данного определения необоснованно выпали такие действия, как сокрытие или искажение информации о подлинном характере, источнике, местонахождении незаконно приобретенного имущества и иные важные моменты.

Таким образом, логичнее было бы определить легализацию (отмывание) незаконных доходов как умышленное придание правомерного вида пользованию, владению или распоряжению денежными средствами, иным имуществом, работам и услугам, информации, интеллектуальной собственности, полученным заведомо незаконным путем, либо сокрытие их местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности, а равно использование их для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Не менее важен для правового применения термин "финансовая операция", используемый в ст.174 и 174.1 УК РФ. Официального разъяснения его, как и других терминов, применительно к рассматриваемым статьям не давалось, поэтому имеются существенные разночтения при их толковании. Более предпочтительным для использования в уголовном законе выглядит понятие "операция с денежными средствами или иным имуществом".

При определении операций с денежными средствами или иным имуществом следует исходить в первую очередь из действующего финансового, в том числе банковского, законодательства. И тогда эта дефиниция будет сформулирована следующим образом: "действия физических и юридических лиц с денежными средствами (в наличной и безналичной форме), ценными бумагами и платежными документами, движимым и недвижимым имуществом, имущественными правами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью), иными объектами гражданских прав независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей".

Что касается меры ответственности, то не вполне оправданно устанавливать уголовную ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных лишь в результате совершения преступления. Поскольку в соответствии со ст.49 Конституции РФ и ст.14 УК РФ ответственность за такого рода деяние может наступить только при наличии вступившего в законную силу приговора суда по преступлению, в результате которого были получены указанные доходы, смысл нормы, предусматривающей наказание за легализацию доходов, фактически утрачивается.

Преступлениями должны признаваться умышленные действия, направленные на придание правомерного вида незаконным доходам, либо на сокрытие или искажение местонахождения таких доходов, их размещения, движения или действительной принадлежности, либо на искажение в документах бухгалтерского учета и отчетности сведений о хозяйственной или финансовой деятельности. Преступлением может признаваться и умышленное уничтожение финансовых или иных документов бухгалтерского учета и отчетности; незаконный отказ в представлении налоговому органу, органу дознания, предварительного следствия, прокурору и суду сведений о фактах совершения юридическими и физическими лицами операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Следовало бы также предусмотреть поощрительные меры для лиц, способствовавших раскрытию преступления и добровольно передавших государству доходы, полученные от незаконной деятельности. Такой мерой могло бы стать освобождение от уголовной ответственности за действия по их легализации.

Для эффективной борьбы с легализацией (отмыванием) незаконно полученных доходов недостаточно одних лишь уголовно-правовых мер - необходима система превентивных мер.

Предупреждению рассматриваемых деяний способствовало бы установление административной ответственности за нарушение правил регистрации операций с денежными средствами или иным имуществом и хранения регистрационных документов.

 

И.Л. Третьяков,

заместитель директора по науке Института

проблем предпринимательства (г. Санкт-Петербург)

 

"Законодательство и экономика", N 4, апрель 2004 г.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) См.: Алиев В.М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем: Уголовно-правовое и криминологическое исследование. М., 2001. - С.3, 4.

 

На начало страницы



Сайт управляется системой uCoz